Автомобильное газобаллонное оборудование (ГБО) — это комплект устройств, установка которых позволяет любому бензиновому четырехтактному двигателю использовать в качестве топлива сжиженный нефтяной газ (СНГ — смесь газов, основную часть которой составляют пропан и бутан). Данный вид топливной системы широко распространен в мире, и даже встраивается в некоторые современные автомобили на заводе.
На что устанавливается ГБО?
Система подходит для любых видов четырехтактных бензиновых двигателей, карбюраторных и инжекторных, с любым количеством цилиндров, что позволяет ее устанавливать на:
- легковые автомобили,
- грузовые автомобили,
- автобусы,
- автопогрузчики,
- бензиновые генераторы.
Каковы преимущества ГБО?
- Экономия — сжиженный нефтяной газ значительно дешевле бензина. Существенное отличие в цене делает газ привлекательным для всех автомобилистов.
- Альтернатива — установка ГБО не лишает автомобиль бензиновой топливной системы, а дополняет ее. В любой момент имеется возможность с помощью переключателя в салоне автомобиля перейти с одного вида топлива на другой. Это значительное преимущество для тех, кто совершает дальние переезды, так как увеличивает общий запас топлива и в целом повышает отказоустойчивость топливной системы.
- Экология — содержание вредных газов (CO, CH и других) и тяжелых металлов в выхлопе при использовании газа на порядок ниже, чем при использовании бензина. Этот аргумент очень важен для людей, готовых своим скромным вкладом сделать мир чище.
- Ресурс двигателя — использование газа уменьшает износ двигателя на 40-50%, по сравнению с бензином. Причин тому несколько: газ не содержит катализаторов разрушения металлов, не образует нагар на свечах и стенках цилиндров, сгорает медленно, равномерно и до конца, а так же обладает высоким октановым числом, исключающим детонацию. Все это приводит к заметному снижению расходов на техобслуживание двигателя.
- Масло — газ не растворяет масло, не загрязняет, не разбавляет его и не смывает его со стенок цилиндров двигателя. Помимо того, что это положительно сказывается на работе двигателя и снижает его износ, фактически, это допускает менять масло в два раза реже, чем при использовании бензина.
- Безопасность — вопреки расхожему мнению, газовая топливная система не представляет большей опасности, чем бензиновая. Опасность представляет некачественная установка несертифицированного ГБО и грубое нарушение правил его эксплуатации. В действительности же газ менее пожаро- и взрывоопасен, чем бензин, а баллон, в котором хранится газ, намного прочнее и надежнее бензобака.
Есть ли у ГБО недостатки?
- Мощность двигателя — газ сгорает медленнее, чем бензин, что снижает ударные нагрузки на поршни и приводит к более мягкой и тихой его работе, однако, из-за этого мощность двигателя снижается на 5-7%. Эта разница может быть особенно заметна на маломощных (менее 50 л.с.) автомобилях.
- Баллон — для хранения газа используется специальный высокопрочный баллон, выдерживающий давление более 30 атм и любое внешнее физическое воздействие, однако, требующий место и обладающий (вместе с газом) определенной массой. Существуют разнообразные варианты размещения баллонов: в багажнике, под кузовом, а так же в месте для запасного колеса (тороидальная форма баллона).
- Температура — газовая топливная система становится неработоспособной при температурах ниже ?40°C, то есть практически бесполезной для жителей крайнего севера.
- Эксплуатация — для достижения максимальной безопасности и надежности работы газового оборудования, как и любого другого оборудования, необходимо соблюдать определенные правила эксплуатации. Грубое нарушение этих правил способно привести к дополнительным расходам. Ознакомиться с этими правилами можно в разделе «Правила эксплуатации», однако, при прохождении техосмотра автомобиля с ГБО, Вам потребуется справка о посещении специального курса по правилам эксплуатации ГБО, которую возможно получить в любой автошколе.
ЧаВо — часто задаваемые вопросы
- Будет ли в автомобиле пахнуть газом?
— Нет, исправное оборудование не допускает малейших утечек. Характерный запах является индикатором неисправности и требует устранения.
- Мой автомобиль попахивает газом, я боюсь к нему подходить!
— Небольшой запах соответствует о довольно низкой концентрации газа, в сотни раз меньше концентрации, достаточной для возгорания. В целях предосторожности нужно перекрыть вентили мультиклапана на газовом баллоне и проследовать на станцию техобслуживания для устранения утечки.
- Может ли взорваться газовый баллон?
— Взрыв и утечка из газового баллона крайне маловероятны даже при авариях, благодаря его высокой прочности. Кроме того, все баллоны тестируются и сертифицируются в обязательном порядке.
- Куда устанавливается газовый баллон?
— Баллон устанавливается, в зависимости от технических возможностей и пожеланий клиента, в багажнике или под кузовом. Существует так же возможность установки тороидального баллона в место для запасного колеса.
- Правда ли, что нужно периодически переключаться на бензин?
— Да, в целях предотвращения коррозии и усыхания элементов бензиновой топливной системы желательно максимум раз в день запускать двигатель на бензине, хотя бы на минуту.
Устройство и принцип работы ГБО
Автомобильное газобаллонное оборудование постоянно совершенствуется, отвечая современным требованиям надежности, безопасности, экономичности и экологичности. Это развитие, в частности, происходит синхронно с развитием бензиновых топливных систем, так как газовая топливная система должна быть совместима с новейшими двигателями. Распространена классификация ГБО по поколениям. При установке на автомобиль, поколение оборудования выбирается в зависимости от действующей бензиновой топливной системы.
Второе поколение
Системы с вакуумным управлением и механическим дозатором газа. Устанавливается в карбюраторные и простейшие инжекторные автомобили.
- Баллон — хранилище для сжиженного нефтяного газа.
- Мультиклапан — устанавливается на баллон для заправки и отбора газа.
- Заправочное устройство — подает газ в мультиклапан при заправке на АГНС.
- Газовый клапан — блокирует подачу газа при выключении зажигания или переключении на бензин.
- Бензиновый клапан — блокирует подачу бензина при выключении зажигания или переключении на газ.
- Редуктор — вакуумный или электронный, преобразовывает газ в паровую фазу и регулирует его подачу в смеситель.
- Смеситель — устанавливается в карбюраторе или во впускном коллекторе для создания рабочей смеси.
- Переключатель — устанавливается в салоне для переключения вида используемого топлива.
Третье поколение
Механические системы с электронным дозатором газа, работающим по принципу обратной связи с датчиком содержания кислорода (лямбда-зондом). Устанавливается в инжекторные автомобили, оснащенные лямбда-зондом.
- Баллон — хранилище для сжиженного нефтяного газа.
- Мультиклапан — устанавливается на баллон для заправки и отбора газа.
- Заправочное устройство — подает газ в мультиклапан при заправке на АГНС.
- Газовый клапан — блокирует подачу газа при выключении зажигания или переключении на бензин.
- Бензиновый клапан — блокирует подачу бензина при выключении зажигания или переключении на газ.
- Редуктор — вакуумный или электронный, преобразовывает газ в паровую фазу и регулирует его подачу в дозатор.
- Блок управления дозатором — управляет дозатором в зависимости от показаний датчика содержания кислорода в выхлопных газах и положения дроссельной заслонки.
- Дозатор — регулирует качество смеси.
- Смеситель — устанавливается в карбюраторе или во впускном коллекторе для создания рабочей смеси.
- Переключатель — устанавливается в салоне для переключения вида используемого топлива.
Четвертое поколение
Системы с распределенным впрыском газа и электронным блоком управления. Устанавливаются на все инжекторные автомобили с распределенным впрыском бензина. Отвечает экологическим стандартам Евро-2 — Евро-5.
- Баллон — хранилище для сжиженного нефтяного газа.
- Мультиклапан — устанавливается на баллон для заправки и отбора газа.
- Заправочное устройство — подает газ в мультиклапан при заправке на АГНС.
- Газовый клапан — блокирует подачу газа на редуктор.
- Электронный блок управления — осуществляет контроль за газовой системой и управляет газовыми форсунками путем корректировки сигналов от бензинового компьютера.
- Редуктор — преобразовывает газ в паровую фазу и регулирует его подачу на форсунки.
- Газовые форсунки — осуществляют впрыск газа во впускной коллектор.
- Переключатель — устанавливается в салоне для переключения вида используемого топлива.